ГЛАВНАЯ
ВОПРОСЫ
|
-->
ОБЩЕЕ/Fair Trade (справедливая торговля)
Одним из наиболее
динамично развивающихся современных направлений «устойчивого» сельского
хозяйства стало движение «справедливой торговли» (Fair Trade).
Указанное движение отстаивает справедливые стандарты международного
трудового, экологического и социального регулирования на
сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия. В частности, это
движение обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся в
развитые страны. Система производства и продажи этих продуктов
сформировано так, чтобы помогать фермерам из бедных стран получать
достойный заработок за их работу. Для достижения оптимальной структуры
стоимости продуктов минимизируется количество посредников между фермером и
покупателем. Производство товаров «справедливой торговли» происходит в
развивающихся странах (наиболее бедные государства Азии, Африки и
Латинской Америки) и только для некоторых групп продуктов, в числе которых
тропические плоды, чай, кофе, шоколад и т.п.- все товары сертифицируются и
маркируются.
Направление «справедливой торговли» зародилось в 50-х
гг.XX в, но стремительное развитие получило лишь в нашем веке. Объем
продаж продукции fair trade в 2007 г. составил 2,3 миллиарда евро, в 2006
г. оценивался в 1,6 млрд. евро. Рост производства кофе направления
«справедливой торговли» в 2006 г. составил 53%, какао – 93%, бананов –
31%, чая – 49%.
Рынок продукции Fair Trade сконцентрирован в 19
странах мира, в других государствах продажи незначительны. Почти треть
всей продукции продается в США (500 млн. евро), а 60-70% – на европейские
государства. По душевым показателям лидируют страны Западной Европы. С
большим отрывом от остальных стран на 1-ом месте находится Швейцария, где
ежегодные продажи составляют около 20 евро на 1 человека, затем следуют
Великобритания, Люксембург и Австрия. Максимальный темп увеличения продаж
в 2006 г. был отмечен в Испании, где продажи за год возросли в 63 раза, но
общий объём значительно уступает другим странам Западной Европы (5 евро на
1 тыс. чел). Минимальный темп роста (1%) в Европе характерен для
Швейцарии, что, видимо, связано с приближением к насыщенности рынка.
Продукты питания «справедливой торговли» часто производятся также
с соблюдением требований органического сельского хозяйства. В последние
годы все больше потребителей стараются выбирать товары, которые имеют
маркировку двух этих направлений одновременно. В результате около 80%
продаваемого в настоящее время органического кофе имеет сертификат
«справедливой торговли», схожая ситуация и с органическим шоколадом, чаем
и некоторыми другими продуктами питания.
Объем продаж продуктов
Fair Trade в мире крайне мал и составляет менее 0.1% от объема всех
продуктов питания. Однако его стремительное развитие демонстрирует
озабоченность и ответственность населения вопросами социальной сферы.
|