Мир
Европа
Латинская Америка
Азия
Африка
Австралия и Океания
ВОПРОСЫ
|
--> ПРОИЗВОДСТВО/Азия
В Азии сосредоточено 10% от мировой площади органических сельскохозяйственных угодий, т.е. 3,1 млн га. Общее количество органических ферм достигает порядка 130 тыс. Лидерами по общей площади органических сельскохозяйственных угодий являются Китай (2,3 млн га), Индия (528 тыс. га), Индонезия (41 тыс. га). Максимальная доля органических земель от общей площади сельскохозяйственных угодий храрактерна для Восточного тимора (6,9%), Ливана (1%), Шри-Ланки и Израиля (по 0,7%). Органические дикоросы играют важную роль в Азербайджане, Индии и Китае, где площадь под ними в каждой из указанных стран превышает 1 млн. га. Основными производимыми органическими продуктами являются свежие и сушеные плоды, рис, специи, чай, креветки, а также органическое мясо. Большинство стран Азии производят органические продукты питания в основном для экспорта. Спрос на данную продукцию стремительно растет в некоторых крупных городах (города Японии, Сеул, Куала-Лумпур, Манила, Бангкок, Пекин, Шанхай, Джакарта, Дели, Бангалор и пр.), но остается еще в целом на крайне низком уровне.
В Японии, как и в странах Западной Европы, производство органических продуктов нацелено, прежде всего, на удовлетворении внутреннего спроса, но осложняется ограниченным количеством сельскохозяйственных земель и климатическими условиями. Площадь органических сельскохозяйственных земель составляет 0,2% (6 тыс. га) от общей площади сельскохозяйственных угодий, что в разы меньше, чем в странах Западной Европы. Такой низкий уровень объясняется во многом поздним началом развития данного направления в стране. Первые законы в сфере органического сельского хозяйства стали появляться только в 2000г, когда в странах Западной Европы существовали уже в 80-90х гг. прошлого века. После вступления в действия японской национальной системы регулирования в сфере органического сельского хозяйства (JAS) в марте 2006г. все производители органических продуктов должны были пройти новую систему сертификации, однако, из 3592 ранее зарегистрированных ферм новую систему смогли пройти лишь две трети (2258) ферм.
Себестоимость сельскохозяйственной продукции, произведенной в Японии, достаточно высокая из-за высокой заработной платы, поэтому часто импортные органические продукты стоят дешевле местных. Но, несмотря на отмеченные сложности, в Японии производится широкий спектр органических продуктов питания в связи с желанием многих граждан отдавать предпочтение именно местным продуктам. Основными органическими продуктами, произведенными в Японии, являются овощи, рис, зеленый чай, цитрусовые и прочие плоды, но большая часть этой продукции все же поступает из других стран.
В Республике Корея площадь органических сельскохозяйственных угодий больше, чем в Японии и составляет 8,5 тыс. га, выше и их доля от общей площади сельскохозяйственных угодий равная 0,45%, но все же эти показатели значительно меньше, чем в странах Западной Европы и Северной Америки. Государство оказывает различную поддержку фермерам, занимающиеся органическим сельским хозяйством, в частности, выделяет им дополнительные субсидии. Большая часть органических земель занята под выращиванием овощей. Республика Корея производит органические продукты исключительно для внутреннего потребления. В стране отсутствуют зарубежные сертифицирующие органы. Однако страна импортирует значительное количество органических продуктов из других стран: детское питания, соки, вина, мороженое, оливковое масло, зерновые, сыры, шоколад из Германии, Великобритании, Франции, США, Австралии и Новой Зеландии, а большинство злаковых поступают из Китая.
В Индии 70% всех произведенных органических продуктов экспортируются в зарубежные страны. Основные направления экспорта – Япония, Нидерланды, Италия, Франция, Швейцария, Великобритания и США. Зерновые продукты составляют основную часть экспорта, при этом риса экспортируется более 5 тыс. т (в США, страны Европы, Азии и в Новую Зеландию). Второе место занимает чай (3 тыс. т в год), который преимущественно продается в страны Европы и Северной Америки. Другими важными экспортными культурами являются мёд, специи и кофе.
Турция является важным производителем и экспортером органических продуктов питания (85% от общего объема производства органических продуктов в стране). Основная часть произведенных органических продуктов поставляются в Германию, Нидерланды, Великобританию, Италию и Францию. Важными направлениями также являются Швейцария, США, Бельгия, Дания, Австрия, Таиланд, Испания, Канада, Австралия, Швеция, Болгария, Индия, Япония, Словения, Новая Зеландия и пр. Главные экспортные продукты - сушенные и свежие плоды, овощи, орехи, специи, зерновые, масленичные культуры и масла. Объем экспорта органических продуктов питания и по стоимости, и по объему растет на 10-30% в год. По данным 2003 г. экспорт органических продуктов из Турции оценивался в 32 млн. евро (35,5 млн. дол. США), что составляло более 20 тыс. т. продукции.
Китай является одним из крупнейших производителей и экспортеров органических продуктов питания. Основными экспортными продуктами являются чай, тыква, подсолнечник, соевые продукты, грибы, фасоль. Значительная часть продуктов экспортируются в сыром виде, после чего страны-импортеры делают дальнейшую переработку продукта в своей стране. Большинство органических продуктов предназначены для европейских стран, США и Японии. Экспорт продукции в 2004 г. оценивался в 162 млн. евро, а в 2003г. был менее 130 млн. евро.
Таиланд ежегодно экспортирует органических продуктов на 18 млн. евро (96% от всего производства), в то время как на внутреннем рынке продается продукции менее чем на 0,8 млн. евро. Основными экспортными продуктами являются рис и овощи. Заметную роль также занимает экспорт органический сои и креветок. Основная часть продукции идет на экспорт в Европейские страны и в США.
Статистика основана преимущественно на данных
Willer Helga, Minou Yussefi. The world of organic agriculture. Statistics and emerging trends 2008. // Earthscan, 2008.
|